Новости
Познавательно - речевое развитие
< Назад к группе

Зачем учить стихи?

Заучивание стихов в детском возрасте является важным обучающим и воспитательным моментом. Большинство родителей и педагогов знают, как важно учить стихи, ведь это наиболее действенный способ развития детей.

Заучивание стихов расширяет кругозор маленького человечка, учит восприятию поэзии, улучшает речь и способствует формированию культуры. А самое главное – развивает память.

Мелодичность и напевность стихов отлично воспринимается детьми любого возраста, поэтому начинать их учить нужно как можно раньше. Дети с большим удовольствием слушают стихи и любят их больше чем прозу, так как ее монотонность может утомлять. Недаром большинство детских писателей пишут свои сказки и рассказы именно в стихах. В отличие от прозы стихи легко запоминаются и откладываются в подсознании. Запоминание стихов дается малышам легче всего, поэтому родителям нужно использовать это для обучения детей.

Они способствуют развитию памяти, а значит, и в целом улучшают обучаемость ребенка.

Хорошая память пригодится малышам в школе, чтобы лучше усваивать материал. Чем раньше вы начнете учить стихи, тем легче ему будет в будущем запоминать различные формулы на уроках.

В детской литературе имеется масса прекрасных стихов, подходящих даже для самых маленьких детей.

Хорошо воспринимаются и легко учатся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также Пушкина и Некрасова.

Их стихи учат добру и любви. Для малышей подойдут коротенькие стишки, а для детей постарше – более длинные и глубокие.

Лет с 3-4 можно начинать читать детям сказки Пушкина. Но длинные сказки нужно читать не сразу целиком за один раз, лучше разбивать их на несколько частей. Например, читать утром и вечером. Иначе длинная сказка будет сильно утомлять ребенка. С помощью любимых стихов можно легко привлечь внимание ребенка. Попробуйте несколько дней подряд читать малышу одно стихотворение. Благодаря этому ребенок быстро запомнит текст. А потом, когда он начнет капризничать, просто прочитайте ему стихотворение. Вы сможете его отвлечь и увидите, что он заулыбается и начнет повторять знакомые строки, забыв о беспокойстве. Когда вы читаете ребенку стихи нужно обязательно делать это увлеченно, чтобы максимально заинтересовать его. Поэтому, если вы устали или не в настроении, лучше перенесите чтение на потом.

Большинство детей обожает утренники и различные праздники, которые проходят в детских садах. На таких мероприятиях всегда принято читать стихи и детям это нравится. Хотя не все малыши могут выступать перед публикой, так как очень стеснительны, отнеситесь к этому с пониманием. Учить стихотворение лучше заранее, тогда малыш хорошо его запомнит и, возможно, станет увереннее в себе и смелее. К тому же, подготовка к празднику – отличный стимул, для того чтобы выучить стихотворение, если ребенок раньше этого не делал.

Как учить стихи?

Если ребенок не хочет учить стихи, заставлять и настаивать,конечно же, не следует.

Вообще не нужно относиться к заучиванию стихотворения как к сложной и серьезной работе.

Предложите малышу приготовить стихотворный сюрприз для папы (бабушки/дедушки). Расскажите ему, как они обрадуются и удивятся новому стишку. Прочитайте ребенку стихотворение несколько раз подряд, при этом не требуйте от малыша, чтобы он сидел и внимательно слушал вас – наоборот, пусть он играет или рисует. Потом попросите малыша повторять за вами. Лучше всего учить стихи в виде игры. Небольшие четверостишия могут стать волшебным заклинанием или паролем для входа в замок. Можно поиграть в концерт, с ребенком в роли главного артиста. Многие дети любят, когда их фотографируют и снимают на камеру - предложите малышу снять фильм о том, как он рассказывает стих. Это не только развлечет ребенка, но и поможет ему понять свои ошибки – например, если малыш читает стих слишком тихо.

Еще одна игра для легкого запоминания стишков - читать их по 2 строчки с разной интонацией: с радостью, с удивлением, с осуждением и т.д.

С уважением учитель-логопед Ирина Александровна

Особенности развития связной речи

у младших дошкольников

 

Связная речь детей младшего возраста в основном диалогическая.  В структуре речи часто используются местоимения, название предметов, явлений. В предложении часто происходит замена порядка частей речи, поэтому ребёнок не может проследить сам, путает причину и следствие. Речь малышей ситуативна. Своё отношение к произносимому содержанию показывают с помощью невербальных средств.

 

Пути развития связной речи:

1.     От диалога к монологу – это связано с изменением степени речевой активности ребёнка, инициатива речевая постепенно переходит от взрослого к ребёнку (к среднему возрасту);

2.     От ситуативной к контекстной речи (ребёнок говорит много, понятно для окружающих, говорит не только о настоящих событиях и явлении, но и о том что было, что будет);

3.     От устной к письменной речи.

 

Типы монолога (связной речи):

Пересказ  - это творческое, осмысленное восприятие литературного образца

Рассказ – это самостоятельное, развёрнутое изложение ребёнком определённого содержания

Виды пересказа:

·        В целом от начала до конца (применимо для небольших текстов);

·        По частям (тексты, которые можно поделить на логические кусочки);

·        По ролям ( применим к тексту с многими героями и диалогической речью – со средней группы);

·        Пересказ от лица героя (сначала от лица главного героя и только тот фрагмент, где этот герой появляется, затем от других героев).

Типы рассказа:

·       Описание (характеристика предметов, явлений, людей, игрушек, фото);

·       Изложение событий во временной последовательности или передача развития действий или состояния предмета (например, «как мы играли, ехали на автобусе»);

·       Рассуждение (объяснение какого либо факта или доказательства.

 

Средства языка:

Описание – требуются эпитеты, сравнения; предложения простые и простые распространённые.

Изложение – глагольная лексика, использование предлогов, местоимений; предложения сложно – сочинённые.

Рассуждение – глагольная лексика, вводные слова, словосочетания; сложно – подчинённые предложения.

 

Этапы обучения дошкольника монологической речи.

1.     Обучение рассматриванию (на основе наглядности:  предметы --- предметные картинки ---сюжетные картинки --- пейзажи, натюрморты, фото).

2.     Обучение рассказыванию на наглядной основе.

3.     Обучение рассказыванию без наглядного материала, на словесной основе.

 


Музыка для наших детей
  • Воспитатели группы Белочка
  • Леонтьева Мария Георгевна
    Мартьянова Ольга Андреевна

    Погода

    ©2010 Сайт принадлежит МДОУ Детский сад №12 Солнышко Разработка Монарх monarchgroup.ru
    Архангельская область, город Новодвинск
    ул.Уборевича дом 8
    телефон 8(81852) 5-82-96 факс 8(81852) 4-32-95
    e-mail: solnyshko@atknet.ru