Новости
Познавательно - речевое развитие
< Назад к группе

«Познавательно-речевое развитие дошкольников»

В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи.

Умение общаться – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка.

В среднем дошкольном возрасте дети продолжают постигать мир природы и человека, начинают устанавливать связи и зависимости в окружающей действительности.

Постигая мир человека, дети начинают знакомиться со схемой собственного тела и связанными с ним пространственными ориентировками (левая рука – налево, правая рука – направо, над головой – вверху, под ногами – внизу, за спиной – позади),  расширению и уточнению представлений детей о рукотворном мире (предметах сделанных руками человека и играющих большую роль в его жизни). Рассматривая разнообразные предметы, дети не только определяют части и внешние характеристики, но и более глубоко начинают постигать их целевое назначение и функции. Обращается внимание на зависимость свойств, качеств и частей предметов от их целевых назначений и функций. Дети знакомятся со свойствами и качествами рукотворных материалов (бумага, ткани, пластилина, стекла и т.д.) Полученные представления закрепляются в полученной деятельности детей.

Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляет возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников влияет на совершенствование разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя речи, связной речи (объяснительной). Освоение математических представлений особое влияние оказывает на грамматические строй речи детей. Многие математические понятия закрепляют в соответствующих формах слов, словосочетаниях и предложениях. В течение года дети осваивают счет в пределах пяти. Здесь активно отрабатывается согласование числительных и существительных в роде, в числе и падеже (один гриб - два гриба - пять грибов). Осваивая математические представления, дети сопровождают свои действия объяснениями. Это положительно влияет на развитие речи, готовит их к усвоению сложного типа монолога - рассуждения.

Игры и игровые упражнения, обыгрываемые сюжеты активизируют речь детей. Закрепление принципа классификации предметов по одному или нескольким признакам проходит в игровых упражнениях « Съедобное – несъедобное», «Дикие и домашние животные» и т.п.

Ежедневное чтение художественной литературы оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия: жанр, рифма, писатель, автор, иллюстрация, поэзия, поэт, эпитет и др. Дети не только упражняются в умении выделить сравнения в художественных произведениях, но и участвуют в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. Систематический анализ произведений готовит детей к последующему более осознанному освоению структуры текста, правил построения связных высказываний. Дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев (действующих лиц), последовательность событий. Внимание детей обращается на традиционные сказочные словесные обороты, которые одновременно являются одним из средств связанности высказывания.

Юлия Александровна Н.

14.09.2015

Особенности развития связной речи

старших дошкольников

 

Дети старшего дошкольного возраста проявляют потребность и готовность к монологической речи. Предложения, произносимые детьми, достаточно структурированы (т.е. можно говорить о навыках грамматики), а содержание высказывания понятно для всех окружающих.

 

Пути развития связной речи:

1. От диалога к монологу – это связано с изменением степени речевой активности ребёнка, инициатива речевая постепенно переходит от взрослого к ребёнку (к среднему возрасту);

2.От ситуативной к контекстной речи (ребёнок говорит много, понятно для окружающих, говорит не только о настоящих событиях и явлении, но и о том что было, что будет);

3. От устной к письменной речи.

 

Типы монолога (связной речи):

Пересказ  - это творческое, осмысленное восприятие литературного образца

Рассказ – это самостоятельное, развёрнутое изложение ребёнком определённого содержания

Виды пересказа:

·        В целом от начала до конца (применимо для небольших текстов);

·        По частям (тексты, которые можно поделить на логические кусочки);

·        По ролям ( применим к тексту с многими героями и диалогической речью – со средней группы);

·        Пересказ от лица героя (сначала от лица главного героя и только тот фрагмент, где этот герой появляется, затем от других героев).

Типы рассказа:

·       Описание (характеристика предметов, явлений, людей, игрушек, фото);

·       Изложение событий во временной последовательности или передача развития действий или состояния предмета (например, «как мы играли, ехали на автобусе»);

·       Рассуждение (объяснение какого либо факта или доказательства.

 

Средства языка:

Описание – требуются эпитеты, сравнения; предложения простые и простые распространённые.

Изложение – глагольная лексика, использование предлогов, местоимений; предложения сложно – сочинённые.

Рассуждение – глагольная лексика, вводные слова, словосочетания; сложно – подчинённые предложения.

 

Этапы обучения дошкольника монологической речи.

 

1.   Обучение рассматриванию (на основе наглядности:  предметы --- предметные картинки ---сюжетные картинки --- пейзажи, натюрморты, фото).

2.     Обучение рассказыванию на наглядной основе.

3.     Обучение рассказыванию без наглядного материала, на словесной основе.

 

 


Музыка для наших детей
  • Воспитатели группы Клубничка
  • Самойленко Мария Алексеевна
    Рыбчинко Татьяна Игоревна

    Погода

    ©2010 Сайт принадлежит МДОУ Детский сад №12 Солнышко Разработка Монарх monarchgroup.ru
    Архангельская область, город Новодвинск
    ул.Уборевича дом 8
    телефон 8(81852) 5-82-96 факс 8(81852) 4-32-95
    e-mail: solnyshko@atknet.ru