Новости
Познавательно - речевое развитие
< Назад к группе

«ПОЧЕМУ ВАЖНО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ СКАЗКИ

Сказка создавалась и передавалась из поколения в поколение. Сказка зарождалась на основе непосредственной импровизации, создатели и хранители сказок были самобытными народными златоустами. За многовековое существование в сказке выработались и закрепились свои нормы живого речевого стиля. Так, в ней установилась своеобразная, оптимально удобная для запоминания и воспроизведения композиция с ее приступами, концовками и троекратными повторами.

Многие русские писатели, общественные деятели, деятели науки и искусства оставили свои воспоминания о нянях, бабушках-сказочницах, о своих впечатлениях от сказок.

«Няня близко познакомила меня с русскими сказками, и от них я не спал по ночам. Они были также главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепьяно в то время, когда я не имел еще понятия о самых элементарных правилах игры на фортепьяно», - писал М. П. Мусоргский в своей автобиографической записке.

Скульптор С. Т. Коненков оставил в своих воспоминаниях образ рассказчика из города Рославля и его замечательные сказки и присказки:

В некотором царстве, в некотором государстве,

А именно в том, в котором мы живем.

Было это в невстве, в королевстве

На ровном месте.

Это, не сказка, а только присказка

От Брянска до Витебска,

А сказку буду говорить завтра после обеда, поевши мяса и хлеба,

Так вот жил в том царстве царь Дадон, а у царя Дадона дочка Алена…

 

Поэт И. В. Суриков передал свои воспоминания о бабушкиных сказках в известном стихотворении «Детство»:

Ветхую шубенку

Скинешь с плеч долой;

Заберешься на печь

К бабушке седой

И начну у бабки

Сказку я просить.

И начнет мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-Жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал…

А вот М. Ю. Лермонтов сожалеет об отсутствии такого верного друга ребенка как сказка в своем детстве: «Как жаль, что у меня была мамушка-немка, а не русская – я не слыхал сказок народных – в них верно больше поэзии, чем во всей французской словесности».

А. С. Пушкин в письме к брату пишет: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».

Воспитательная и образовательная сила сказок несомненна.

Ведь сказки более других произведений фольклора известны детям. Жизнеутверждающая идея сказок, их оптимизм вызывает у детей ответные чувства. Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Герои сказок летают на коврах-самолетах, в одну ночь строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей: крестьян, ремесленников. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям. Сказки составляют для детей особый мир.

В процессе слушания сказок происходит и знакомство с родным языком. Слушая сказку, ребенок впитывает ее, постигая красоту языка.

В. А. Сухомлинский писал: «Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующее воспоминание об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка…».

Сказка создает и структуру интеллекта ребенка, устанавливает разного рода связи: «Я и другие», «Я и вещи», «вещи подлинные и выдуманные».

Сказка нужна ребенку для того, чтобы создать себе представление о пространстве («далеко - близко», о времени («давно – сейчас», «сначала - потом», «вчера – сегодня - завтра»). Традиционное начало сказки «жил – был когда-то» ничем не отличается от «это было тогда-то» подлинной истории, хотя мир сказки – и ребенок очень скоро это обнаруживает – иной, чем тот, в котором он живет. Сказка – это и средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру его окружающего.

Ребенок, которому с детства читают сказки, с большей вероятностью в будущем начнет увлекаться чтением книг, ведь с самого раннего возраста он будет погружен в прекрасный и чудесный мир, в мир литературы.

С уважением Елена Рафаиловна, воспитатель.

Как знакомить дошкольника со сказкой.

Методы ознакомления со сказкой:

Чтение, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, можно рассказывать детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читают по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Рассказывание, свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я? ” (описание героев) и другие.

Приемы формирования восприятия сказки.

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Словесные приемы. Зачастую детям непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

С уважением Елена Рафаиловна.

 КАК ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ?

Ваш ребенок научился говорить. Ах, как хочется теперь научить ребенка читать. И, конечно, привить ребенку любовь к самостоятельному чтению.

А вот это нужно постараться сделать. И делайте это, уважаемые родители, с малых лет. Родным, ласковым, приятным голосом читайте сказки, стишки, рассказы.

Слушание – очень сильно побуждает любовь к чтению.

Читайте книги каждый день в одно и то же время, например, перед сном. 

Это войдет в привычку и для ребенка и для родителей.

И не только привычка вырабатывается, а всегда будут приятные эмоции о маме, о теплой постельке, об интересной книжке.

 Читайте ребенку, даже если он научился немного читать. Это закрепит его навыки и укрепит общение с вами.

Хороший пример для ребенка если дома читают папа и мама. Повторять за родителями ребенок должен от природы. Пускай он пересказывает содержание и охарактеризует героев. Хорошо было бы обсудить книгу с ребенком.

Ребенок-первоклассник еще не поймет, что чтение ему нужно будет не только на уроках чтения. Однозначно в школе ребенку будут очень легко давать любые дисциплины. Его будут хвалить, ставить хорошие оценки. И скорее всего учительница выделит ваше дитя, так как он читает по уровню на один-два класса выше.

Для дошкольника это не особо важно, но следующий этап в обучении чтению это техника чтения. Вашему ребенку абсолютно все равно скорость чтения. Но скорость чтения тоже важна.  

У вас это произойдет, как только ребенок станет регулярно и самостоятельно прочитывать некоторое количество текста. В школе технике и скорости чтения придают особое значение.

На этом этапе ребёнку необходима ваша поддержка.

Лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться,  не раздражаться и не радоваться слишком бурно.

Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам     

    Хороший пример заразителен.

Детство это период, когда развиваются все психические функции человека. Итальянский педагог Монтессори определила границы периодов развития: 

- от рождения до 3-х лет- период восприятия порядка.

- с 3-5,5 лет-сенсорное развитие.

-5,5-6 лет- речевое развитие. 

Задача родителей, не только развивать формирующие процессы, внимания, памяти и речи, но и формировать правильное мировоззрение и культуру поведения в обществе.

Что должны вложить  родители в сознание ребёнка, конечно определяется семьёй. Как только у ребёнка начался процесс развития активной речи, а где ему учиться, как не у своих родителей. Важно не только научить ребёнка правильным, вежливым словам, но и постараться объяснить смысл значения всей культуры общения. Члены семьи объясняют ребёнку бытовые ритуалы, например мытьё рук и последующее их вытирание для избежания отравления. 

Очень часто взрослые в детском саду отправляют детей сказать воспитателю «досвидания», а сами при этом ждут в дверях, забывая что лучшим примером для ребёнка они являются сами. Если взрослый сам регулярно прощается с воспитателем, то у ребёнка лучше произойдёт закрепление этого действия, принятие его как нормы поведения.

Взрослые в присутствии детей никогда не должны отступать от определённых норм, иначе ребёнок запутается. Какой образ поведения верен, а какой нет.

Поведение у детей неустойчивое. Оно постоянно меняется в зависимости от увиденного или прочитанного.

В этот период ребёнок зависит в своих действиях от взрослого, он ещё подражает, не заботясь о правильности своего поведения. Поэтому он вынужден равняться на взрослых.

Родителям не нужно забывать, что ребёнок - это зеркало семьи. Если вы хотите вырастить достойного человека, то не забывайте, что в первую очередь вы сами должны вести себя достойно. 

 

Занятия с ребенком

Современные дети очень многое узнают из посторонних источников, таких как друзья, телевизор и компьютер. Родителям дошкольника следует выделять максимальное количество времени на живое общение с малышом, дабы рассказать ему все, что его интересует, так как это есть на самом деле и подать это в наиболее понятной для ребенка форме.

Больше читайте. Приобретайте интересные и познавательные книги и читайте их детям. После того как книга или какая-то ее часть была прочитана не поленитесь ответить на вопросы, которые могли возникнуть у ребенка, обсудите с ним прочитанное, попросите его примерить рассмотренную ситуацию на себе и объяснить, как бы он себя повел. Подбирайте литературу соответственно возрасту ребенка, так как слишком сложные произведения он еще не сможет понять, и их ему даже будет не интересно слушать. Просите ребенка пересказывать рассказанные вам сказки и прочитанные книги. Таким образом, будет развиваться речь малыша, он будет пополнять свой словарный запас и пр.

Больше разговаривайте. Если вы куда-нибудь идете или едете, старайтесь вовлечь ребенка в разговор. Обсудите с ним погоду, окружающую местность, попросите его рассказать стишок и пр. Объясняете ему все, что он видит, рассказывайте, каких видите птиц, какие вокруг растут дерев, какие звуки, откуда идут и кто их издает и т.д. По возможности старайтесь объяснять ребенку похождение не понятных ему слов.

Играйте в игры. Играйте в игры голосовые типа «Города», «Съедобное несъедобное», учите ребенка сравнивать вещи, преувеличивать и приуменьшать. Научите ребенка в игровой форме ориентироваться в пространстве (лево, право, назад, вперед).

Тренируйте память. Тренировать память помогает разучивание стихотворений и песенок. Такой навык очень сильно облегчит вам разучивание стихов школьной программы. Старайтесь сейчас выбирать легкие, интересные произведения с простыми рифмами и понятными словами.

Развиваем моторику. Развивать мелкую моторику рук необходимо для того чтобы в школе ребенку было легче научиться писать и делать это красиво. Прекрасным способом развития моторики рук и дошкольников является игра с конструктором. Родители та же могут приобрести специальные тетради и совершать первые попытки письма – рисование по клеточкам, последовательное соединение цифр в рисунок, рисование по пунктиру и пр.

Родителям подготовка ребенка к школе может даваться нелегко, им может катастрофически не хватать времени на проведение занятий, но со всем этим нужно как-то справиться, если вы хотите, чтобы каждый поход в школу для вашего малыша был праздником, а не наказанием. Ежедневные даже непродолжительные (минут по 20-30 в день), но правильно выстроенные занятия, помогут ребенку подготовиться к «новой» жизни.

C уважением Елена Рафаиловна, воспитатель.

23.10.2016

Играем, вмести с детьми

Счет в дороге.

            Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин?

            Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.

Мячи и пуговицы.

            Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это?

               Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

            В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

Счет на кухне.

            Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.   

C уважением Елена Рафаиловна

17.11.2015

 

Особенности развития связной речи

у старших дошкольников

 

Дети старшего дошкольного возраста проявляют потребность и готовность к монологической речи. Предложения, произносимые детьми, достаточно структурированы (т.е. можно говорить о навыках грамматики), а содержание высказывания понятно для всех окружающих.

 

Пути развития связной речи:

1.     От диалога к монологу – это связано с изменением степени речевой активности ребёнка, инициатива речевая постепенно переходит от взрослого к ребёнку (к среднему возрасту);

2.     От ситуативной к контекстной речи (ребёнок говорит много, понятно для окружающих, говорит не только о настоящих событиях и явлении, но и о том что было, что будет);

3.     От устной к письменной речи.

 

Типы монолога (связной речи):

Пересказ  - это творческое, осмысленное восприятие литературного образца

Рассказ – это самостоятельное, развёрнутое изложение ребёнком определённого содержания

Виды пересказа:

·        В целом от начала до конца (применимо для небольших текстов);

·        По частям (тексты, которые можно поделить на логические кусочки);

·        По ролям ( применим к тексту с многими героями и диалогической речью – со средней группы);

·        Пересказ от лица героя (сначала от лица главного героя и только тот фрагмент, где этот герой появляется, затем от других героев).

Типы рассказа:

·       Описание (характеристика предметов, явлений, людей, игрушек, фото);

·       Изложение событий во временной последовательности или передача развития действий или состояния предмета (например, «как мы играли, ехали на автобусе»);

·       Рассуждение (объяснение какого либо факта или доказательства.

 

Средства языка:

Описание – требуются эпитеты, сравнения; предложения простые и простые распространённые.

Изложение – глагольная лексика, использование предлогов, местоимений; предложения сложно – сочинённые.

Рассуждение – глагольная лексика, вводные слова, словосочетания; сложно – подчинённые предложения.

 

Этапы обучения дошкольника монологической речи.

1.   Обучение рассматриванию (на основе наглядности:  предметы --- предметные картинки ---сюжетные картинки --- пейзажи, натюрморты, фото).

2.     Обучение рассказыванию на наглядной основе.

3.     Обучение рассказыванию без наглядного материала, на словесной основе.

 

 


Музыка для наших детей
  • Воспитатели группы Земляничка
  • Дъячкова Елена Рафаиловна
    Щебланова Виктория Александровна

    Погода

    ©2010 Сайт принадлежит МДОУ Детский сад №12 Солнышко Разработка Монарх monarchgroup.ru
    Архангельская область, город Новодвинск
    ул.Уборевича дом 8
    телефон 8(81852) 5-82-96 факс 8(81852) 4-32-95
    e-mail: solnyshko@atknet.ru