Новости
Социально - личностное развитие
< Назад к группе

  КАК ПРАВИЛЬНО ЗАПРЕЩАТЬ И КОГДА ИДТИ НА УСТУПКИ?

Как мы реагируем на действия детей, если они противоречит нашимжеланиям и ожиданиям? Разумеется немедленно. Кто-то отвесит чаду подзатыльник, кто-то сделает замечание, кто-то обругает. Как правило, мы все повторяем: «Кто тебе разрешил?", "Что ты делаешь?", "Как ты посмел!", "Что ты творишь?". Однако гневные фразы проходят мимо сознания ребенка. Он смотрит на нас прозрачными глазами, и не понимает, за что его ругают. Пользы такая «воспитательная акция» совершенно не приносит, скорее, показывает ребенку бессилие и беспомощность взрослого

От ошибок не застрахован никто. Ни опыт, ни возраст, ни знания не могут гарантировать, что избранная Вами линия поведения с ребенком правильна, поэтому всесторонне рассматривайте ситуацию. 

Пытайтесь посмотреть на нее и глазами ребенка. Искренняя демонстрация огорчения; понятное объяснение его причин и взаимосвязь с поступком ребенка, напротив, могут помочь. Предложение ребенку ряд более приемлемых способов достижения цели, выразите уверенность, что в похожей ситуации он поступит иначе. Это укрепит взаимопонимание с ребенком. Не забывайте: мы ругаем не ребенка, мы недовольны его поступком. Нужно напирать на то, что сделал ребенок, а не критиковать его самого. В противном случае он способен вообразить, что Вы разлюбили его, из-за разрисованных обоев или разбитой тарелки. Разумеется, это не так, но дети внушаемы и вполне способны всерьез воспринять Ваши слова, поэтому следите за собой. Необходимо только осмотрительно подходить к ограничениям и запретам. Требование безоговорочного послушания даже у «идеальных», с точки зрения взрослых, детей никогда не оправдывается. Что мы запрещаем, чего ожидаем и чего требуем и от своего ребенка?

Некоторые родители размышляют над этими вопросами, иные нет. Некоторые считают, что, будучи родителями вправе разрешать или запрещать, а ребенок должен не рассуждая немедленно повиноваться. Характер запретов при этом всегда категоричен, попыток объяснить, почему именно нельзя не делается. 

Слепое подчинение без рассуждений приводит рано или поздно, к появлению протеста, который варьируется от простого упрямства до абсолютного негативизма. В последнем случае все слова взрослого ребенком воспринимаются с точностью до наоборот. Таким образом, умение поступать в опасных и сложных ситуациях разумно, находить из них выход, представлять последствия собственных действий не приходит.

                      Что же следует запрещать и как это делать?

Часть запретов напрямую связана с личной безопасностью детей, это безусловные запреты. К ним относятся: нельзя лезть в воду, в огонь, трогать опасные и острые предметы, высовываться в окно, тащить в рот несъедобные предметы и т.д. Подобные «нельзя» должны срабатывать всегда. Условные запреты в одних случаях могут быть истинно строгими, в других нет. К примеру, нельзя шуметь и прыгать дома, поскольку можно помешать другим членам семьи или разбить/сломать что-нибудь. Однако такое поведение вполне оправданно в спортивном зале или в лесу.

Когда Вы запрещаете что-либо ребенку, необходимо объяснить, как причину запрета, так и возможные последствия совершения нежелательного поступка.

Важно не запрещать что-либо категорически, не требовать от ребенка, полного отказа от любимого или желанного занятия, а найти компромисс и по возможности либо предложить другое, такое же интересное, либо предложить перенести его на другой день, в другое место. Если под вашим контролем ребенок «чуть не прищемил», «чуть не упал», «чуть не обжегся», у него может выработаться чувство осторожности и самосохранения. Необходимо избегать отвлеченно-обобщенных запретов: «Не будь плохим мальчиком!», «Никогда не делай плохо, и мне не придется тебя ругать!». Такие запреты непонятны.

Помните, что некоторые запреты трудновыполнимы для детей. Родителям кажется естественным потребовать: «Ну-ка, заканчивай играть, убери все и укладывайся спать», или «Прощайся с девочкой, и идем домой!». Причем, заметьте, что занятых беседой взрослых, нам и в голову не придет разогнать столь же бесцеремонно. А ели мы будем в угоду своим желаниям нарушать их планы, то обязательно извинимся, тогда как перед ребенком в похожей ситуации - нет.           

ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Раз за разом нам приходится напоминать нашим детям об возложенных на них обязанностях. Мы убеждаем, говорим, ругаем, срываемся на крик и, зачастую, приходим к выводу, что самому помыть посуду гораздо проще, чем тратить нервы на попреки, уговоры, убеждения.

Как же добиться того, чтобы ребенок знал, что ему нужно сделать по дому, и выполнял это самостоятельно и даже с удовольствием без всяких напоминаний с нашей стороны? Возможно ли вообще такое? Конечно же, ДА. Для этого (всего лишь) нужно выстроить систему, которая будет работать, продумав процесс, цель, и вознаграждение за конечный результат. Правда, без терпения здесь не обойтись, поэтому нежно им запастись заранее.

Цели    Чего именно мы желаем? А желаем мы, чтобы дети:

- помогали по дому;

- знали, где лежат их вещи;

- считали свои обязанности весомым вкладом в семейный быт;

- выполняли их самостоятельно;

- не чувствовали себя дорогими гостями в родительском доме и не считали своих родителей волшебниками, которые исполнят любую прихоть;

- нам, родителям, не приходилось тратить силы на уговоры.

Список вполне можно дополнить или урезать. У каждого свои требования и цели. Главное четко представить себе, что каждый из нас в результате получит.

Выделяем главное   Итак, список готов и теперь необходимо выделить ГЛАВНОЕ, то есть то, ради чего все это затевается. Одна или две самые главные цели, ради которых мы будем в течение месяца изо дня в день настойчиво твердить детям, что эти дела отныне входят в их каждодневные обязанности. Настойчивость, вот ваш конек. Вы не просто хотите, чтобы ребенок выполнял ряд обязанностей, облегчающий уход за домом, идет формирование привычки на будущее, подготовка к взрослой жизни.

Список обязанностей   Приступаем к воплощению плана. Окиньте пристальным взглядом дом и напишите все дела, которые требуется сделать, чтобы поддерживать чистоту и уют. Пишите абсолютно все. Даже такие мелочи как «наполнять водой фильтр». Такую обязанность может взять на себя даже трехлетний малыш и будет горд возложенной на него миссией. Не распределяйте получившийся список на обязанности для домочадцев. Распишите все более подробно:

·         выбить коврик такой-то;

·         полить цветы на лестнице;

·         расставить обувь там-то;

·         складывать карандаши и ручки в тумбочку;

·         класть на место пульт;

·         вытирать собаке лапы и пр.

Секрет такого списка заключается в том, что теперь вы будете точно знать, что и как необходимо сделать.

Распределение обязанностей   А теперь самое главное. На общем сборе вы берете слово и объявляете ошеломленным близким, что с этого момента не желаете нести на своих хрупких плечах бремя поддержания порядка в доме в одиночку. Поэтому вот, дорогие и любимые, списочек и решаем, кто и что на себя возьмет. Не нужно никого принуждать. Поставьте всех перед фактом, отныне у них есть обязанности, и вы великодушно предоставляете возможность выбрать, то, что им по душе. Не желающих ничего делать быть не может, пленных не берем. Работают ВСЕ. Главное успеть выбрать, то, что нравится, пока другие не расхватали.

Кому что нравится?  Распределяя обязанности разумнее всего отталкиваться от темперамента, хобби и т.д. Бывает же такое, что кто-то из детей любит порядок, вот и предложите ему убирать со стола, расставлять столовые приборы, раскладывать салфетки. Пусть даже он просто сгребает грязную посуду в раковину. А может кто-то любит вытирать пыль, так пусть возьмет на себя подоконники и окна, причем не просто вытирать, они должны быть всегда чистыми, следовательно, за этим ему придется следить. Важно сформировать привычку. Выбор обязанностей станет не принудиловкой, а игрой, а то, что все знают, кто и за что должен отвечать станет дополнительным стимулом. Вряд ли папе будет приятно быть пойманным на "не выбивании" коврика, а дочери на "не вытирании" собачьих лап. Каждому свое.

Обязанности распределили. Снова беремся за ручку и расписываем как именно их, то есть обязанности, следует выполнять. Пунктов много лучше не делать, хватит 4-6. Добившись их выполнения, список можно расширить, а сразу не нагружайте, чтобы не напугать. Напишите список и для мужа и для себя. Повесьте на видное место. Вдруг кто-нибудь забудет, тогда будет можно подойти и глянуть. Такие списки дисциплинируют и, главное, будьте готовы, если вы не успеете, что-то сделать или забудете, детки вам обязательно и с удовольствием напомнят. Но лучше этого не допускать. Ведь мы же воспитываем в них дисциплинированность и ответственность, а значит, повода упрекнуть нас в недобросовестности быть не должно.

Первый раз он трудный самый   Сразу ничего не делается. Поэтому не ждите безупречного выполнения обязанностей. Во-первых, этому нужно научиться, во-вторых, привыкнуть. Объясните и покажите, что и как нужно делать, где взять инструмент.

Хвалим и еще раз хвалим  Особенно на начальном этапе. Говорите "спасибо" детям за их, пусть даже легкий, труд. Похвала имеет великую силу, поэтому не разбрасывайтесь ею. Хвалите тогда, когда она заслужена.

Первые пару-тройку недель об обязанностях придется напоминать. Увы, от этого никуда не денешься. К новому привыкать сложно, а уж к обязанностям и подавно. Не отчаивайтесь процесс пойдет. Главное начать.

Время прошло, все более менее привыкли. Проведите опрос. Не ждите, пока возникнет бунт на корабле. Может быть, кто-то решит взять на себя другие обязанности или захочет внести дополнения. В конце концов, все это делается на благо семьи и семья должна решать, как и куда двигаться дальше. Вы не злобный рабовладелец, а мудрый руководитель. Мудрость и гибкость ваш конек и поэтому мнение членов семьи для вас важно. Если вам повезло и всех все устраивает, то продолжайте взятый курс. Если нет, выслушайте и внесите коррективы. И только. Возврата к прошлому быть не может. Теперь только вперед с улыбкой в светлое будущее. Хотя, как правило, недовольные бывают редко. В конце концов, никто не несет на себе непомерный груз, а дома стало чисто, у мамы больше времени, нет больше нудных нотаций.

Ленивых детей нет, просто нужно превратить неприятный, казалось бы, процесс в увлекательную игру.

 

         

   Детям о войне

Победа в Великой Отечественной войне нам дорого обошлась – ценой здоровья, молодости и жизни наших предков. И в память об их огромном подвиге перед человечеством, на нас лежит ответственность воспитать уважение к великому празднику у наших детей.

В первую очередь, дети должны знать, что они родились в государстве, которое приняло на себя основной удар со стороны гитлеровской Германии и внесло самый весомый вклад в победу над фашизмом. Ведь гордиться подвигом своего народа – это великое счастье, а не гордиться – проявление невежества и малодушия.

Так что же рассказывать детям про День Победы?

1. Рассказывать о войне нужно, ориентируясь на возраст ребёнка. Главное – подбирать такие слова, чтобы ребёнок слушал с интересом. От тяжёлых подробностей пока можно воздержаться. Если развивать у детей интерес к теме Великой Отечественной войны, они со временем многое узнают сами из энциклопедий. А для начала вместе с малышом возложите цветы к памятнику погибшим воинам и расскажите, что памятник поставили в честь смелых людей, которые пожертвовали своей жизнью, защищая землю, по которой мы ходим сейчас. Кратко опишите мотивы войны, обязательно сделайте акцент на том, что война длилась пять долгих лет. Постарайтесь, чтобы ребёнок запомнил даты. Поведайте о финале войны так, чтобы ваш рассказ был захватывающим. Мальчики непременно захотят отождествить себя с героями, и впоследствии будут переносить всё услышанное от вас в свои детские игры.

2. Если в вашем роду кто-то воевал, то, возможно, у вас до сих пор сохранились ордена и медали, а, может быть, и письма с фронта. Посвятите один день изучению наград вместе с ребёнком и чтению писем вслух. Комментируя их, опишите состояние души фронтовика, который хотел спокойно жить, но вынужден был расстаться со своими близкими, чтобы идти воевать и спасать свою Родину от жестокого врага. Можно повести ребенка в краеведческий или исторический музей, практически в каждом городе есть экспозиции, посвященные дням Великой Отечественной войны.

3. Постарайтесь донести до ребёнка, что период Великой Отечественной войны был тяжёлым, страшным, полным потерь и лишений для каждого гражданина нашей страны того времени. Но, несмотря на это, они победили. И в этой победе приняли участие прабабушки и прадедушки вашего малыша для того, чтобы он мог спокойно спать, жить и расти, получать образование, никого не боясь. Обязательно следует рассказать, что подвиг был не только на линии фронта, что в тылу простые мирные жители также старались каждую минуту приблизить победу.

4. Подберите для ребёнка хорошие стихи о войне, рассказы или кинофильм, соответствующий его возрасту, желательно, без тяжелых сцен. Чтобы не формировать у ребёнка негативное отношение к немецкому народу, объясните, что война была не с народом, а с его фашистским правительством.

Примерный список фильмов о войне для детей :

«Девочка ищет отца»,                                                     «Иваново детство»,

  «Смелые люди»,                                                           «Беспокойное хозяйство», 

«Сын полка»,                                                                 «Юнга Северного флота».

 «Садись рядом, Мишка!»,                                                 «Зимнее утро»,

«Пятерка отважных»,                                                     «Четыре танкиста и собака».

 

                              

 

«Совместные игры вместо телевизора»

Сейчас многие мамы и папы придя домой после трудового рабочего дня, вместо того чтобы поиграть с ребенком, предоставляют ему полную свободу в общение с телевизором, компьютером, планшетом и т. д. Потому что не знают как же занять ребенка в вечернее время. Такой вопрос звучит очень часто от родителей, когда забирают из детского сада домой. Наступил вечер, а делать нечего. Спать еще рано, игрушки надоели, смотреть книжки не хочется, рисовать нет большого желания. И тут на помощь приходит телевизор, а передачи зачастую только для взрослых, которые нельзя смотреть ребенку. Но всегда из сложившейся ситуации можно найти выход – это простые развивающие игры, которые родители знают с детства. Надо только чуть – чуть найти время, чтобы поиграть вместе с ребенком. От такого общения с одним из членов семьи ребенок получает огромную радость. Попробуйте, и вы увидите какая польза от таких совместных игр.

Предлагаю некоторые из них.

1. Игра «Холодно – горячо»

Цель игры: развитие внимания, смекалки.

Правила игры: возьмите любую игрушку (предмет) и спрячьте в комнате, а ребенок пусть найдет. Но надо подсказывать ребенку в поиске спрятанной игрушки простыми словами «горячо», «очень горячо», «тепло», или «холодно», «очень холодно», «теплее». Когда игрушка будет найдена, вы меняетесь местами: т. е. ребенок прячет, а вы ищите.

2. Игра «Фигура замри!»

Цель игры: развитие координации, знакомство с окружающим миром.

Правила игры: в этой игре участвовать могут все члены семьи. Взрослый включает любую музыку и вместе с ребенком выполняет танцевальные движения. Потом выключает музыку: и все участники должны остановиться, т. е. замереть в той позе, которую взрослый скажет заранее; например птица, животное, насекомое, любого героя из сказки и т. д.

3. Игра «Угадай песню!»

Цель игры: развитие чувства ритма, воображение, знание детских песен.

Правила игры: взрослый с помощью своих ладошек прохлопывает мелодию песенки, если ребенок затрудняется, то можно подсказать, т. е. напеть мелодию без слов. И если ребенок всё же не догадывается, взрослый произносит несколько слов из этой песенки, а ребенок должен угадать. Когда ребенок угадает, он загадывает уже свою мелодию, а взрослый угадывает, не надо торопиться угадывать, пусть у ребенка будет больше времени придумывать свои подсказки, так у него появиться интерес к продолжению этой игры.

4. Игра «Бусы»

Цель игры: развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики, обучению счету.

Правила игры: если у вас в доме есть самые обычные баранки, сушки, бублики, то это просто замечательный материал для творчества. Можно использовать и макаронные изделия. Дайте ребенку несколько шнурков разной толщины, пусть ваш ребенок сделает из этих продуктов бусы. На толстый шнурок он будет нанизывать (баранки, сушки и т. д.) а на тонкий шнурок макароны. А потом вместе с ребенком посчитайте их количество.

Такие совместные игры очень просты и увлекательны.

Большое количество и настольно-печатных игр, которые развивают: речь, мышление, логику, память. Не забывайте и про них. Они тоже интересны вашему ребенку. Любые игры можно просто чередовать.

Уважаемые мамы и папы, чаще играйте со своими ребятишками и получайте от общения друг с другом только радость и хорошее настроение!

С уважением Дьячкова Елена Рафаиловна

воспитетель 

 

 

 В какие игры можно поиграть с детьми!  

             У большинства родителей, имеющих детей 3 – 6 лет (до 75%),  есть желание «научить играть». Однако многие с годами теряют определенные пределы своей игровой активности и веселости, как бы позволяя детству уйти от себя. Одного желания «научить играть» недостаточно, нужно развивать собственную игровую позицию и практические навыки, шире видеть возможности. Например, макароны могут превратиться в бусы кукле на день рождения, газета может стать в игре мячом, шариком, лодочкой. В транспорте или в очереди уместным игровым средством становится  кроссворд,  ребус. В игре есть своеобразная передышка от родительских директив и важный источник поддержки эмоциональных сил ребёнка.

Вот несколько игр, в которые можно поиграть с детьми:

«Что пропущено?».

 Взрослый ведет счет по порядку, пропуская при этом какое-нибудь число. Ребенок, после того как взрослый окончит счет, должен сказать, какое число пропущено.  Игра повторяется.

Игра « Подбери пару».

На столе перед ребенком лежит 6 предметов. Нужно дать ребенку подумать и для каждого предмета найти пару. Например, попросите найти пару к блюдцу. Ребенок берет чашку  и говорит: «В блюдце наливают чай из чашки». Если ребенок затрудняется с ответом, ему необходимо помочь.

Игра «Что бывает…»

Предложите ребёнку задавать друг другу вопросы:

Что бывает большим? – Дом, машина, радость, страх и т.д.

Что бывает узким? – тропа, лента, лицо, улица и т.д.

Что бывает низким?  Что бывает высоким?

Что бывает длинным, коротким?

Игра «Угадай число».

В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущее и последующее числа. Очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например число 10 и попросите ребёнка называть разные числа. Он называет, а вы говорите, названное число больше задуманного вами или меньше. Затем поменяетесь с ребенком ролями.

«Зеркало».

Данная игра научит ребёнка внимательно следить за движениями взрослого и подражать им. Предложите ему быть вашим зеркалом и повторять все ваши действия. Вы поднимаете одну руку – ребёнок тоже, вы топаете двумя ногами – ребенок тоже и т.д.

«Сколько шагов».

 Попробуйте угадать, сколько шагов от угла до стола. Дети пытаются угадать, а потом проверяют правильность своего предположения.

Варианты:

Сколько гигантских шагов?

Сколько маленьких шагов?

Сколько шагов составляет метр?

Где  шагов больше – между диваном и дверью или между креслом и столом?

  «Измерение ладошками».

Покажите детям, как определяются  размеры предметов с помощью ладони. Сколько ладоней составляет длина стола, полки? Предложите детям сначала оценить на глаз длину различных предметов, а потом померить ладонями.

Варианты: используйте палец, стопу, прыжки. Всегда предлагайте детям предварительно оценить расстояние на глаз.

Что мы узнаём и развиваем?

Ребята осваивают простой способ измерения предметов. Учатся видеть связь между абстрактными мерами длины (этот стол длиной в два метра) и конкретным способом измерения. Дети пробуют оценить размеры и расстояния на глаз и рассчитывать. Практикуются в счете.   

«Потерянные в рисе».

Высыпьте рис в коробку. Чем больше риса, тем увлекательнее игра. Соберите по паре различных  мелких предметов (ложки, скрепки, пуговицы, монеты, ластики………).

Закопайте в рисе по одному предмету. Раздайте детишкам по одному предмету, попросите их ощупать, а затем найти пару для каждого. Для детей постарше закопайте в рисе «сокровища». После этого предложите спрятать несколько предметов для вас.

Что мы узнаём и развиваем?

Дети учатся слушать с помощью пальцев. Каждый раз, когда мы помогаем ребятам быть спокойными и сосредоточенными, мы оказываем им огромную услугу. Поиск предметов  требует концентрации внимания, учит фокусировать внимание, отыскивая определенное количество предметов, ребенок учится считать.

  «Игра в следопытов».

 Обрисуйте на листах бумаги по 1 или по 2 стопы ребёнка.

По желанию ребёнок может раскрасить свои следы (в горошек, в радугу, в полоску……) Выложите листы дорожкой. Если 2 следа – прыгать двумя ногами, 1 – одной ногой (правой или левой). Если листы близко – короткие прыжки, если далеко – длинные.

  «Соломенные считалки»

 Разрежьте несколько соломинок на небольшие кусочки. Возьмите бутылку (любой пустой контейнер), проделайте в крышке маленькое отверстие. Покажите ребёнку, как по одной соломинке  складывать в контейнер и считать их (кроме соломинок можно использовать пуговицы, монетки).

Что мы узнаём и развиваем?

Помимо овладения счетом, дети получают ранний опыт зрительно-моторной координации. Глаза направляют руки, которые кладут соломинки в бутылку. Дети учатся сосредотачиваться, доводить задание до конца – умение, без которого нам не обойтись на протяжении всей жизни.

Воспитатель 

Елена Рафаиловна Дьячкова

 

«Культурное воспитание ребёнка

должно начинаться очень рано,

когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности,

когда он только что научился хорошо видеть,

слышать и кое-как говорить»

А.С. Макаренко

 

Поведение - показатель воспитанности

 

Уже в дошкольном возрасте у дошкольника следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности и отвечали нормам морали.

 

Воспитанность не образуется сама по себе. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания.

 

Родители - первые «учителя» нравственности. Недаром говорят: дети -зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребёнок начинает перенимать тогда, когда он ещё не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учить ребёнка их пример?

 

Пятилетний Антон, встречаясь с соседями по подъезду, приветливо улыбается им и чётко произносит «Здравствуйте», По его лицу видно, что это ему доставляет удовольствие. Так он поступает по примеру родителей. Они объяснили ему, что сказать «здравствуйте» - значит пожелать здоровья и произносить его нужно доброжелательно, вежливо.

 

Но, к сожалению, дети видят и другие примеры. Пожилая женщина с мальчиком шести лет зашла в автобус. Пассажиры уступили место и ... мальчуган тут же сел. Его бабушка, поставив сумку внуку на колени, встала рядом. Кто - то сказал:

-  Мы уступили место твоей бабушке, она, наверное, устала. Ты уже
большой.

-   Ничего, я постою, - сказала женщина. - Какой же он большой.

-   Конечно большой, должен уметь уступать место в транспорте и не только своей бабушке.

Бабушка недовольно поджимает губы. Обращаясь к внуку, который уже намеревался было встать, говорит:

- Сиди, сиди, всем не науступаешься!...


Музыка для наших детей
  • Воспитатели группы Земляничка
  • Дъячкова Елена Рафаиловна
    Щебланова Виктория Александровна

    Погода

    ©2010 Сайт принадлежит МДОУ Детский сад №12 Солнышко Разработка Монарх monarchgroup.ru
    Архангельская область, город Новодвинск
    ул.Уборевича дом 8
    телефон 8(81852) 5-82-96 факс 8(81852) 4-32-95
    e-mail: solnyshko@atknet.ru