Новости
Интеллект-карта

«Интеллект-карта–как метод формирования познавательной

речевой активности детей дошкольного возраста»

Блажеева Зоя Сергеевна,

воспитатель

МДОУ «Детский сад №12 «Солнышко»,

г. Новодвинск

 

Современные федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования, определяющие главную цель дошкольного образования  – формирование творческой, всесторонне -  развитой личности.

Поэтому  перед дошкольной организацией стоит задача вовлечение детей в активную, творческую деятельность, через которую дошкольники научатся систематизировать, обобщать  различную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно мыслить,  при этом   взаимодействуя   друг с другом.

            Наш мир насыщен техническими новинками, которые являются неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребёнка. Уже в дошкольный период у детей нет желания в познании окружающего мира через книги и живое общения. И как следствие  такого влияния – низкая познавательно-речевая активность у детей.  

Каким  образом,  решить данную проблему учитывая современные требования? На сегодняшний день в литературе мы можем встретить многочисленные методические разработки, мы выбрали наиболее подходящий для нас метод интеллект-карт. 

Метод интеллект – карт был создан  британским писателем  и психологом Тони Бьюзеном и относится к концу 80-х годов прошлого века. По- английски он называется «mind maps».  В переводе получаются «карты ума». Но чаще всего  в переводах используется термин « интеллект – карты».

 Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление.                                                                         

Работа с интеллект – картой позволяет усвоить детям новые знания и использовать эти знания для новых объектов действительности, систематизировать и обобщать информацию, развивать творческое мышление, работать как индивидуально, так и в коллективе, развивая навыки сотрудничества.

Цель работы: развитие  познавательной  и  речевой активности детей старшего дошкольного возраста  с помощью  использования интеллект – карт.

Задачи:

- изучить и проанализировать литературу по развитию познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста;

-проанализировать познавательно – речевое развитие детей в соответствии с возрастными особенностями;

-расширить знания и представления детей об окружающей действительности через использование метода интеллект – карт;

-развить связную. доказательную речь

Этапы работы:

1этап: мониторинг уровня знаний, умений детей в  ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Подбор материала для работы с детьми и родителями.

2этап: работа с детьми по развитию познавательной и речевой активности через использование интеллект – карт, и родителями  в форме консультатций и практической  деятельности.

3этап: подведение итогов, анализ результатов.

            Деятельность с детьми заключалась в  знакомстве с интеллект- картой, особенностями её построения, составление индивидуальных и коллективных интеллект – карт по темам: «Домашние животные»,  «Безопасность на дорогах»,  «Времена года», «Натюрморт»,  «Пейзаж», «Портрет», «Живопись»,  «Выбор подарка», «Мой выходной день» и др.

 Работа с интеллект картами велась по следующим направлениям:

1 – закрепление и обобщение материала

2- развитие связной речи (составление связных рассказов по интеллект-карте)6

 а) составленной педагогом;

 б) составленной вместе с детьми

С родителями  были проведены консультация «Как составить интеллект - карту?», разработана памятка «Интеллект – карта. Что это такое?»,  совместный практикум с детьми и родителями « Наша мини – карта».

Таким образом, использование  метода  интеллект – карт  способствует накоплению и систематизации  у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания и обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающей жизни; развитию связной речи, а также  укреплению детских и детско – родительских взаимоотношений.

 

«Учите ребенка, каким-нибудь 

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит на лету».

Константин Дмитриевич Ушинский

 

Литература

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов-на-Дону,2011.

2. Бьюзен Т. Суперпамять [Текст]: – Минск.: Попурри, 2003. – 208 с.

3. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016. - №10.

Интернет – источники:
4 . http://www.psychologos.ru/articles/view/kak-risovat-intellekt-karty-ot-toni-byuzena
5. http://www.yugzone.ru/mindmap.htm - Mind map —    интеллект-карты.
6. http://www.myshared.ru/slid/ Метод построения интеллект – карт.
7.www.metodkopilka.ru/primenenie_metoda_intellekt_kart_v_doshkolnom_obrazovanii.
8. http://www.progimnazia.caduk.ru/ « Интеллект – карта как средство развития связной речи у старших дошкольников»

 


Музыка для наших детей
  • Афиша мероприятий

    Погода

    ©2010 Сайт принадлежит МДОУ Детский сад №12 Солнышко Разработка Монарх monarchgroup.ru
    Архангельская область, город Новодвинск
    ул.Уборевича дом 8
    телефон 8(81852) 5-82-96 факс 8(81852) 4-32-95
    e-mail: solnyshko@atknet.ru